Сикким

Гоче-Ла — наш треккинговый тур в Сиккиме

Cикким — потаенная часть мира. Текки здесь не часты… Большая часть любителей гор идёт в подходы в Непале. Мы наделись изолироваться от других путешественников, совершив путешествие в Гималаи без свидетелей.

Рейс индийской авиа-компании Индиго доставил нас из Дели в аэропорт Багдогры — недалеко от Дарджилинга. Мы приземлялись над пышными чайными плантациями, глядя на сборщиков чая с полными корзинами. Внушительный хребет Канченджанги возвышался справа. По прилету в Багдогру нас уже встречали джипы, мы отправились в сторону Гангтока — столицы Сиккима. Западных туристов почти не было. Учитывая богатое разнообразие горных пейзажей Сиккима и смесь индуистской и буддийской культур это нас поразило.

Путь в Сикким

Приблизительно три четверти людей, живущих в Сиккиме, являются непальцами из семей, которые иммигрировали сюда, чтобы выращивать кардамон и рис, когда британцы управляли субконтинентом. В 1975 году Индия аннексировала Сикким после проведения референдума, на котором 97 процентов избирателей поддержали профсоюз, и это вызывает чувство обиды у некоторых коренных жителей Бхутии и Лепчи по сей день. Хребет Сингалила лежит в пограничной зоне, правительство требует, чтобы все треккеры пользовались услугами агентства. Нас ждал Радж и команда портеров, которые согласились помогать нам с кемпингом и переноской оборудования. Мы отправлялись в двухнедельное путешествие к перевалу Гоче-Ла.

Прежде чем отправиться в трек мы заехали в Румтек — центр поклонения тибетскому буддизму ордена Кагью. На входе в монастырь стояли индийские солдаты с винтовками. Они поддерживали мир между двумя группировками школ кагью. Две группы враждующих монахов, которые яростно не соглашались с тем, кто имел право наследования престола Кармапы, главы Кагью — школы буддизма. На следующий день мы начали наш треккинг отправившись к началу тропы на джипах. Мы встретились с Раджа, наших поваров и носильщиков. Мы начали крутой первый день похода по хребту Сингалила через густые поля кардамона и густой лес. У нас было шесть носильщиков, два скотовода и шесть яков.

Треккинг в Сиккиме

Здесь, из этой базовой точки.. после получения пермитов с нами были портеры, местный гид Радж, знавший тропы… и вид на три страны: Непал, Тибет и Бутан. Мы выбрали финальные недели туристического сезона. Начало ноября. Сикким — один из самых крохотных, затерянных участков на земле — знал только горстку путешественников, которые когда-либо здесь были. Со мной было несколько опытных треккеров, которые были на Аннапурне и в базовом лагере Эвереста в Непале. Но для всех нас был первый поход в Сиккиме. В отличие от переполненных туристических регионов Непала здесь было по-новому свежо и чисто… Все-же .. в горах… люди как-то по-особенному воздействуют на нас, находясь даже вдали.

Наш путь перечеркнуло стадо яков. Они спускались вниз и мы остановились полюбоваться удивительными горными созданиями, дающими столько пользы людям Сиккима и Тибета. Масло и сыр из молока яков особенно ценно на высоте от 3000 метров где пасут эти стада.

Эти красивые горные люди стали нашими первыми и почти единственными попутчиками…
Они шли нам навстречу по тропе, перед ними гремел единственный черный як. На них были выцветшие куртки и грязные резиновые сапоги. Кинжалы в кожаных ножнах свисали с поясов. Пастухи пришли с севера… Со стороны Канченджунги куда мы шли.

Яки на тропе к Гоче Ла (трек в Сиккиме)

Позади была Сингалила. Путь пролегал с севера на юг по бурной отроге, разделяющей Непал на западе от индийского штата Сикким на востоке. Пейзаж обнажал простор обеих земель. В горах границы и политики еще более иллюзорные. Это все просто Гималаи, их энергия, их сила, их могучая воля.

На тибетском языке название хребта означает «Великая пятипиковая снежная крепость». Эта третья по величине гора в мире, возвышающаяся над серыми скалами и льдом, доминирует над горизонтом Гималаев от Дарджилинга до восточного Непала.

Наш горный гид Радж (что значит царь в переводи с хинди) подбежал, чтобы поприветствовать их. Ему всего лишь 25 лет, он бегает он лихо. Они обменялись между собой словами… Один из участников нашей группы — Олег — вручил им русскую шоколадку и пакет сгущенки.

Они спускаются вниз, потому что на вершинах холмов становится холодно. — объяснил наш гид. — «Сезон выпаса на высоких местах закончен. Теперь они идут вниз. Скоро придет снег. Трава уже высыхает и теряет свой сок. Яки не могут переживать зиму здесь».

Мы планировали подняться выше и вид спускающихся в низину пастухов напугал нас.

Наши портеры остановились позади нас, чтобы отдохнуть на склоне холма. Чувствовалось, что они разделили наше настроение, увидев что-то неуместное в том, что мы поднимались, когда гораздо более выносливые люди шли вниз.

«Все идут вниз. Это могут быть последние местные жители, которых мы видим на всем пути». — Пояснил Радж.

Вид суровой природы и предстоящих холодов не пугал нас. Мы готовы к жизни в холоде, без комфорта взамен на эту глубокую тишину. Нас ждала встреча с покоем, которого нам так не хватает в Москве.

Мы устали от Москвы и метро, от пыли городских улиц…Кто-то из нас жил без отпуска в течение трех лет, кто-то только что развелся с женой… Мы готовы идти выше. Мы готовы к другому. Гималаи — это способ перейти на новый уровень, оставить позади прошлое.

Мы идем в горы в целях самопознания, психической и физической изоляции.

Мы намеренно выбрали эту тропу — мы хотели встретить как можно меньше людей, поэтому выбрали тропу пастухов яков вдоль хребта Сингалила по тропе, разделяющей Непал и Сикким. Правительство Индии открыло этот изолированный путь для иностранных путешественников только в 2000 году. Я не смог найти его ни в одном путеводителе.

Мы шли на север вдоль хребта около недели, затем пересекли пару долин, чтобы соединиться с основным треккинговым маршрутом, который ведет к перевалу Гоче-Ла 5020 м. — прямо рядом с внушительной Канченджангой (8585 м.)

После столкновения с тремя пастухами-яками во второй день мы больше не встречались с местными жителями до тех пор, пока не подошли к концу пути, когда мы спустились далеко, далеко в деревню тибетских беженцев под названием Цока.

Мы видели брильянтовые небеса. В горах небо очень низкое и звезды очень яркие. В одну из ночей Радж и наши портеры стали отпраздновать начало индуистского фестиваля огней — Дивали.

Мы зажигали огонь, любовались закатами и снежными ледниками сфотографировали парады розовых облаков…

Мы видели святые озера, покрытые ледяными платьями. Переживали внешний холод и внутренний жар. Все это и есть треккинг в Гималаях.

Наконец мы поднялись к Гоче-Ла. Добравшись до берегов озера Самити, и они также планировали утром подняться на высокий перевал. Раджа быстро шел по тропинке, пока мы еле поспевали и тянулись внизу.

Сделав несколько шагов по снегу к Гоче Ла, Канченджунга появилась во всей своей ледяной славе, позволила посмотреть на себя без облаков… Мы ужаснулись величию этой империи. Она стояла глядя сверху вниз, прямо перед нами, за развевающимися молитвенными флагами, за широкой долиной Талунг.

Вернувшись в долину у костра мы говорили между собой о том, что случилось с нами: «Это было как прийти в рай».

Мы будто бы стали собой.. Очистились от прошлого… Мы стали друг-другу ближе, мы стали семьей.

Теперь мы были друг для друга другими.. глядели друг на друга по-другому. Мы смотрели через огонь на дикие улыбки друг друга. Мы были просто пастухи яков, которых встретили десять дней назад у начала пути… Такое волшебство бывает в горах… Поэтому мы сюда путешествуем.