Сомнатх

История Сомнатха

Сомнатх — храм Шивы в Гужарате (Индия), — был местом паломничества с древних времен. Благодаря своему Тривени Сангам (слиянию трех рек: Капила, Хиран и Сарасвати) сюда приходило много людей на поклон и священное омовение.
В Махабхарате Сомнатх называют Прабхами (Прабхаса). Позднее Прабхаса была центром международной индийской торговли, имела стратегическое расположение для контактов Индии со внешним миром.

Индия имеет долгую историю разрушения и реконструкции храмов и она преуспела в восстании из пепла… Кто бы ни приходил сюда, уносил с собой золото и часть индийского здоровья и силы… Но Индия снова и снова возвращалась к себе. Дайте ей только время и она опять засияет. Сомнатх стал исторической легендой, которая демонстрирует эту способность Индии — возрождаться на собственных костях. Восходить из смерти в мир, преобразуя себя, выходя еще краше.

Последнее восстановление Сомнатха было триумфальным событием. Оно прошло под знаком выбора среди многих приоритетов. В тот момент когда страна была полностью разграблена — лидеры Индии выбрали вложение последних денег не в образование или пропитание своих жителей — в поднятие духа и строительство новой версии Сомнатха. Тем самым Индия снова закрепила себя как земля, где превозносят дух над материей, где вера непоколебима.

Национальный лидер К. М. Мунши стал главной движущей силой реконструкции Сомнатха/. В своей книге, посвященной Сомнаху он сравнивает восстановление храма Сомнатх с восстановлением индийского народа: «С наступлением новой эры этот храм восстал как феникс из собственного пепла».

История Сомнатха

Сомнатх — первая из 12 святынь Джйотилингов Шивы. По легенде — храм был создан богом Луны, который делал здесь аскетические практики для Шивы. Сомнатх — одна из форм Шивы, в форме Бога Луны. Храм Сомнатх был неотъемлемой частью цивилизации долины Инда. До своего первого разрушения моголами Сомнатх был трижды перестроен. В третий раз он был построен примерно в 8 веку н.э. Находки археологических исследований раскрывают древность храма. Археологи обнаружили в раскопках возле храма резные каменные осколки, кирпичи, идолов разных богов. Также была найдена каменная плита относящаяся к 6-7 в. н.э. Храм Сомнатх уже процветал.

С 750 года — порт у Сомнатха (Прабхаса) был великим и процветающим. Сомнатх был божеством-хранителем торговцев и моряков. Несмотря на то, что прошло восемь веков, фундамент не затонул ни в одном месте. Следы этого великого храма, оставленные после столетий вандализма, свидетельствуют о его древнем величии.

Набеги мусульманского завоевателя Махмуда на храм Соманатх в11 веке и трагическое разрушение храмового святилища стал событием огромного значения в написании истории Индии. По мнению некоторых авторов это событие, случившееся в 1026 году н.э. стало причиной глобального разделения и последующего многовекового антагонизма между индуистами и мусульманами.

Существует несколько ссылок, интропретаций этого события. Оно запечатлено в турецко-персидских хрониках, джайнских текстах и санскритских исторических сводках.

Земля была плодородна и процветала морской торговлей. Порт в Соманатхе, известный как Веравал, был одним из трех основных портов Гуджарата. В этот период западная Индия вела доходную торговлю вдоль Аравийского полуострова и Персидского залива.

Арабские торговцы и грузоотправители, поселившиеся вдоль западного побережья, вступали в брак с местными женщинами и стали предками многих общин, существующих здесь до настоящего времени. Некоторые арабы устроились на работу с местными правителями. Соперниками этих арабских торговцев были индийские торговцы, каким-то образом они уживалась здесь вместе. Регион процветал. Торговля была сосредоточена на импорте лошадей из Западной Азии и, в меньшей степени, на вина, металла, текстиль и специй. Самой прибыльной была торговля лошадьми. Согласно некоторым источникам большая часть торговых денег пошла на строительство храма Сомнатх.

Помимо торговли, другим источником местного дохода были большие суммы паломнических налогов.

Местные раджи — Чудасамы, Абхирас, Ядхавы и другие — напали на паломников и ограбили их пожертвования, предназначенные для храма Соманатх. Кроме того, в прибрежных районах действовали многочисленные морские разбойники.

Несмотря на все это, торговля 1000 лет назад здесь процветала. Гуджарат в этот период пережил то, что можно назвать культурой возрождения джайнского торгового сообщества. Богатые купеческие семьи джайнов занимали политические посты, контролировали государственные финансы, были покровителями культуры и учеными высочайшего уровня. Они были донорами строительства великолепных храмов.

Как посоветуется на задней части храма Соманатх — храм подвергся набегу Махмуда в 1026 году. До нападения Махмуда здесь была построена каменная крепость, в которой находился шива-лингам. Этот шива-лингам особенно почитался моряками и торговцами, что неудивительно, учитывая важность порта, торгующего вплоть до Занзибара и Китая. Турецко-персидские хроники предаются сложному мифотворчеству вокруг драматического события разрушения храма. Известный поэт восточно-исламского мира Фаррухи Систани, утверждает, что он сопровождал Махмуда в Соманатх. Он дает свое объяснение разрушению шива-лингама, хотя сейчас оно отклонено современными историками за недостоверностью. Махмуд говорит о том, что уничтожение местного храма было указанием Пророка. Он совершил набег и на другие местные храмы, статуи богов были тоже разрушены. Записывая свои победы в Халифате, Махмуд представляет их как свои главные достижения в деле ислама. И неудивительно, что Махмуд становится обладателем грандиозных титулов среди своих последователей мусульман.

Анализирую политику и экономику того вреени, не исключено, что помимо религиозного иконоборчества Махмуд, пытался прекратить ввоз лошадей в Индию через Гуджарат. Это сократило бы арабскую монополию на торговлю. Учитывая тот факт, что в северо-западной Индии существовала конкурентная торговля лошадьми с Афганистаном (что имело решающее значение для богатства штата Газни) Махмуд вполне мог сочетать иконоборчество с попытками получить коммерческое преимущество на рынке.

Джайнский поэт 11-го века Дханапала, современник Махмуда, кратко упоминает военную кампанию Махмуда в Гуджарате и его набеги на различные места, включая Соманатх.

Уже спустя век богатство местных храмов привело к вторжению турецких захватчиков описываемых как «золотая лихорадка» . Храмы были полны золота и драгоценных камней, главный храм Сомнатх — бы центром ценностей.

В 12 веке король Чаулукья Кумарапала назначает для защиты Соманатха отдельного губернатора. Они защищают это место не от мусульман, но от нападений раджей соседних княжеств. Регулярные жалобы на местных раджей, грабящих паломников по пути Соманатх встречается во всех исторических справках того времени.

Итак это была пятая реконструкция храма, которая прошла примерно 1150 г. н.э. Это было не просто реконструкция храма, но всего города Город был расширен путем добавления крепкой крепостной стены к северу и югу от храма. В 1169 году главным священником храма был назначен Бхава Брихаспати. Он приехал в Сомнатх из Каннауджа, из семьи пашупата-шайва-брахманов. Он инициировал приход могущественных священников в храм Соманатха. Он утверждал, что сам Шива послал его реабилитировать этот храм. Бхава Брихаспати утверждал, что именно он убедил Кумарапалу заменить старый деревянный храм каменным храмом. Он же положил на храм золотые вершины — купола. Вместе с храмом были построены зал суда для королей, резервуар для чистой воды и отдельные здания для священников.

В 1297 году Алаф Хан, генерал правителей Хилджи в Дели, отправился в Катиявар и разрушил древнюю славу храма. Реконструкция была предпринята правителем Чудасамы Махипалдевой.

«В Индусхане, на берегу моря, есть большой город, называемый Сомнатх, который так же священен для индусов, как Мекка для мусульман» — писал Заин-уль-Ахбар (19 век). Алла-Уд-Дин Хилджи, один из самых жестоких и недобросовестных правителей, известных в истории, напал на храм в 14 веке. Поврежденный храм был восстановлен Махапалой, царем Чудасам из Джунагадха. В конце 14 в. Заффархан, тогдашний губернатор Гуджарата, построил мечеть в Сомнатхе и попытался обратить людей в ислам, но люди восстали, сбросили иго султана и стали независимыми. Следующее крупное вторжение было в 1394 году Музаффар-ханом, который еще раз разрушил храм.

Несмотря на вторжения, храм продолжал оставаться священной святыней индусов до 1669 года, когда Аурангазеб приказал снести его.

В 1573 году Акбар двинулся на Гуджарат и присоединил его к своей империи. В 1701 году Аурангзеб приказал разрушить храм в Сомнатхе «без возможности ремонта». Храм был разрушен им в 1706 году. Примерно в то же время Дханаджи Джадхав, маратха Сардар, жестоко сражался с Аурангзебом и вторгся в Саураштру. Амхедабад был взят маратхами в 1753 году. В 1783 году королева Индоре Ахалья Бай построила новый храм на небольшом расстоянии от старого храма.

Чтобы спасти от разрушения, шива-линга был помещен в секретную святыню под землей.

В 19 веке англичане наложили множество ограничений на паломничество в Сомнатх чтобы наладить отношения с навабами. Навабы хотели уничтожить важность Сомнатха как места индуистского паломничества. Однако Джунаагад Санстхан был официально освобожден 15 сентября 1947 года из рук Наваба.

Решение о восстановлении храма после обретения независимости было единогласным.
Железный человек Индии, Сардар Валлабхбхай Патель сыграл важную роль в этом процессе. Ганди считал, что храм должен быть построен из личного финансирования, а не из государственного. «В этот благоприятный день мы решили восстановить Соманатх. Вы, жители Саураштры, должны делать все возможное для этого. Это святое дело в котором должны участвовать все », — сказал Валлабай Патель (13 ноября 1947 г.)

Тогдашний правящий принц Джамнагара Джам Сахиб немедленно передал первое пожертвование в размере одного миллиона рупии, Самалдас Ганди — 51000. К концу 1949 было собрано 24,92,000 руп. Архитектор нового храма был Прабхашандар. Первый президент Индии доктор Раджендра Прасад установил Джиотирлинг в новом храме 11 мая 1951 года.

При восстановлении храма Соманатх в 1951 году министр центрального правительства Мунши, сказал: «сегодня коллективное подсознание Индии более счастливо. Мы восстановили Соманатх при поддержке Правительства Индии»

Приглашаю вас с нами в тур в Сомнатх!

http://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00islamlinks/txt_thapar_somnath.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *