Тибет

Народная вера тибетцев

Прежде чем вы отправитесь в такое грандиозное путешествие как кора к священной горе Кайлаc, вам нужно знать некоторые, общие вещи о религии этой земли. Это поможет вам обойти различные стереотипы в восприятии как тибетской религии, так и тибетского народа.

Тибетцы обычно проводят различие между тремя религиозными традициями: 1) Буддийской Дхармой (iha chos), или буддизмом; 2) Бон Дхармой (bon chos) и 3) Дхармой человеческих существ (mi chos), или «народной религией Тибета».

Первая категория (буддизм) включает в себя доктрины и практики, которые считаются исключительно буддийскими. Эта классификация предполагает, что божественная Дхарма отделена и отлична от двух других, хотя современный тибетский буддизм явно включил элементы обеих этих традиций.

Бон обычно считается местной религиозной традицией Тибета, системой шаманских и анимистических практик, выполняемых жрецами, называемыми Шен (гшен) или Бонпо (Бон-по). Исторические свидетельства указывают на то, что традиция Бон развивалась как самосознательная религиозная система, но была под влиянием буддизма.

Когда буддизм вошел в страну, люди, практикующие местные традиции признали, что существуют явные различия между их собственными практиками и практиками иностранной веры. Со временем, все считавшие себя приверженцами старой религии Тибета, развили отдельную традицию, но такую, которая включала в себя многие буддийские элементы.

Более поздние исторические труды утверждают, что введение буддизма первоначально было противопоставлено «Бон». Термин «бон» даже не используется в ранних династических записях для обозначения местных традиций и практик. Вместо этого они называются чо (chos), этот же термин позже использовался для перевода санскритского термина «Дхарма», который в буддийской литературе относится к буддийской доктрине и практике. В надписях на могиле короля Сеналека (799-815), например, термин как Бон относится к царским жрецам, чья работа заключалась в выполнении ритуалов для Ярлунгских королей.

В ранних записях «Бон» обозначает особый тип жрецов, которые совершали ритуалы для умилостивления местных духов и обеспечения благополучия умерших — в их загробной жизни. Только гораздо позже, под влиянием буддизма, слово » Бон» стало обозначать «добуддийские» тибетские религиозные практики. Следует также отметить, что ритуалы, выполнявшиеся этими ранними жрецами, как сообщается в старых записях, по-видимому, существенно отличаются от современных ритуалов Бон. Например, согласно записям, те были озабочены заботой о мертвых посредством церемоний, призванных обеспечить их безопасное путешествие в загробную жизнь и материальное благополучие после прибытия. Ритуалы Бон часто включали в себя жертвоприношение животных (главным образом, лошадей, яков и овец), подношение пищи и питья, а также погребение умерших с драгоценными камнями, польза от которых, по-видимому, передавалась им в загробной жизни через шаманские ритуалы.

Самыми сложными из них были церемонии для королей, каждый из которых был похоронен в специально построенной гробнице, и, по-видимому. Затем, царские жрецы совершали особые церемонии, которые, согласно старым записям, иногда длились по нескольку лет. Они предназначались для того, чтобы обеспечить благополучие царей в загробной жизни.

Тибетская народная религия (третье звено) включает в себя местные верования и практики, многие из которых предшествовали появлению тибетского буддизма. Тибетская народная религия рассматривается как отличная от основного направления буддизма и буддийской практики. Они, в первую очередь, связаны с умилостивлением духов и демонов Тибета, которые, как считается, населяют все районы страны. Эти народные религиозные практики в значительной степени опираются на магию и ритуалы и обычно предназначены для того, чтобы принести мирские блага, такие как хороший урожай, здоровый домашний скот, здоровье, богатство и т. д. Не следует недооценивать важность всего этого для обычных людей.

В сознании большинства тибетцев мир полон множества сил и духов, и благополучие людей требует, чтобы их умилостивляли, а иногда и подавляли. По мнению тибетцев каждая часть природной среды (реки, поля, горы) населена различными типами невидимых сил. Они живут на горах, деревьях, реках и лесах, скалах, полях, небе и земле. В каждом регионе есть свои собственные сверхъестественные существа, и люди, живущие в этих районах, хорошо осведомлены об их присутствии. Чтобы сохранить их благосклонность, тибетцы делают им подношения, совершают ритуалы, чтобы умилостивить их, и иногда воздерживаются от посещения определенных мест, чтобы избежать более опасных сил.

Считается, что в часто суровых условиях Тибета такая практика дает людям определенную меру контроля над непредсказуемым и иногда опасным окружением. С почти полным триумфом буддизма в Тибете, народная религия прониклась буддийскими элементами и практиками, но она все еще остается отдельной от буддизма или бон. Главным образом потому, что ее фокус сосредоточен на обычных мирских благах, а не на конечном освобождении (нирване) или благе других (сострадание).

По общему мнению, тибетцы всегда были очарованы магическими и оккультными практиками и с самых ранних времен рассматривали свою страну как обитель бесчисленных сверхъестественных сил, действия которых имеют непосредственное отношение к их жизни. Поскольку буддийские учителя, как правило, сосредотачиваются на сверхземных целях, тибетцы обращаются за помощью к местным шаманам, чья функция заключается в установлении контакта с духами и выполнении ритуалов, которые либо преодолевают вредные влияния, либо насылают их на кого-то.

Когда буддизм вошел в Тибет, он не пытался подавить веру в местные силы. Скорее, буддизм включил их в свое мировоззрение, сделав их защитниками Дхармы, которые были обращены в буддизм тантрическими адептами (Падмасамбхава). Теперь они следят за буддизмом и борются с его врагами. Примером может служить Тангла, Бог, связанный с горами Тангла, которого Падмасамбхава убедил стать буддистом. Теперь считается, что он охраняет свою область от сил, враждебных Дхарме.

Самые могущественные божества часто считаются проявлениями будд, бодхисаттв и т. д. Но мирские силы считаются просто мирскими силами, имеющими демоническую природу, которая была подавлена буддизмом. Хотя их обращение улучшило худшую часть их свирепости, они все еще являются демонами, которых нужно держать в узде шаманскими ритуалами и усилиями буддийских адептов.

Не следует также думать, что практикующие буддизм свободны от влияния народной религии. Эти верования и практики распространены на всех уровнях Тибетского общества, и часто можно видеть, как ученые ламы, мастера эмпирически обоснованной диалектики — полностью практичные в повседневных делах — отказываются путешествовать в определенное время, чтобы избежать опасных духов, или решают свой график путешествия после первого выполнения гадания МО, чтобы определить наиболее благоприятное время.

Западные люди могут отмахнуться от такого отношения как от «иррационального», но для тибетцев оно является исключительно прагматичной реакцией на мир, населенный потенциально опасными силами.

Согласно народным верованиям Тибета, мир состоит из трех частей: неба и небес, земли и «низших областей». У каждого из них есть свои особые духи, многие из которых влияют на мир людей.

«Верхние боги» (стенг Иха) живут в атмосфере\эфире и небе. «Средние боги» (бар бцан) обитают на земле. Нижние области являются домом йоклу (г. йог Клу), в первую очередь змееподобных существ, называемых Лу (Клу нага), которые живут на дне озер, рек и колодцев и, как сообщается, хранят огромные запасы сокровищ.

Духи, обитающие в скалах и деревьях, называются Ньен (гнян); они часто злобны, и тибетцы связывают их с болезнью и смертью. Считается, что Лу приносят проказу, и поэтому важно держать их подальше от человеческих жилищ. Садак (СА бдаг, «владыки земли») — это существа, живущие под землей и связанные с земледелием.

Цен-это духи, которые живут в атмосфере и, как считается, стреляют стрелами в людей, которые им мешают. Они вызывают болезни и смерть. Цен появляются в виде демонических фигур с красной кожей, в шлемах и верхом по горам на красных лошадях. Ду (бдуд, Мара) были, по-видимому, первоначально атмосферными духами, но они стали ассоциироваться с буддийскими демонами, называемыми Мара, которых ведет их царь (также называемый Мара), чья главная цель-привести живые существа в невежество, тем самым увековечив порочный круг Сансары.

Есть много других типов демонов и духов. Из-за большого интереса большинства тибетцев к этим существам и широко распространенной веры в важность осознания их силы и сохранения их благосклонности, народная религия представляет собой богатую и разнообразную систему, с большим пантеоном, сложными ритуалами и церемониями, а так же местными шаманами с особыми силами, которые могут умилостивлять и изгонять этих демонов. Все это усиливается гадательными практиками, которые позволяют людям предсказывать влияние духовного мира и принимать соответствующие меры. Все они теперь пропитаны буддийскими влияниями и идеями, но, несомненно, сохраняют элементы добуддийской культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *