Тибет

Великолепие Самье: монастырь, который строили божества и люди

Расположенный в Тибете — у подножия священной горы Хепо Ри в поселке Самье в регионе Шаннан в Тибете, в 38 км от города Цеданг, буддийский монастырь Самье окружен каналами, пышными деревьями и песочными горами Тибетского плато. Путь сюда лежит через тысячелетнюю снежную пыль древности Тибета… Сам монастырь — словно сидящий на земле в позе лотоса тибетский духовный наставник. Старый мудрец.

Несмотря на время и угрозы — он стоек в своей практике и не покидает свое прибежище. Это самое грандиозное и впечатляющее здание периода Тубо. Как первый монастырь Тибета он несет важную флагманскую роль тибетской буддийской культуры. Его также считают центром магии, мистики и буддийской тантры всего гималайского буддизма. Строение монастыря уже являлось бескровной победой света над тьмой, победой над черной магией высшим знанием — буддийской тантрой.

После завершения строительства Самье благородные «семь монахов», которых брил мастер Шантаракшита, стали первыми монахами в истории Тибета.

С учетом официальной истории Самье основан в 775 году под патронажем 38-го короля Тибета Трисонг Децена. Он занимает непомерно огромную площадь в 110 000 квадратных метров, в нем построено 108 залов разного размера. Монастырь интересен своими оберегами или защитой от магии. По четырем углам огромной территории монастырского комплекса встроены четыре башни: красная, зеленая, черная, белая. С учетом тантры буддизма и ее тайных знаний — строения должны предотвратить влияние природных и техногенных катастроф. Зеленый — это символ вечности, белый — символ сострадания, черный — символ силы, красный — символ мудрости. Четыре направления представляют собой идеальный мир, который может защитить строение от любых темных духов. Внутри этих «охранных башен» есть лестницы и крошечные часовни. Говорят, что большинство посетителей монастыря либо их по-особенному сильно любят, либо ненавидят. Так работает маятник защиты.

Согласно древним легендам индийский учитель буддизма — Шантаракшита (Сантараксита) был первым, кто нашел это место для расположения будущего монастыря. Он провозгласил эту землю благоприятной для строительства. Однако здание — еще во время строительства — обрушилось без всякой причины. Строители заявили, что строительству буддийского монастыря мешает демон.


Хепо Ри — одна из четырех священных гор центрального Тибета. Вид на юг, на реку Цангпо, скрытую во время песчаной бури.
Угол часовни слева посвящен месту, откуда тибетский царь Трисонг Децен, индийский учитель Шантаракшита и Падмасамбхава руководили строительством Самье. Храм находится на восточной стороне горы
Хепо Ри.

Не один — а множество духов в регионе Шаннан мешали великому строительству. Они знали, что с приходом новой религии их перестанут почитать. Они боролись за власть над людьми.

Когда индийский мудрец Падмасамбхава обнаружил главного демона, препятствующего строительству — великий учитель покорил его через танец «Ваджракилайя», а также при помощи….магии узлов — пряже и плетения «Бесконечного узла». Техника узелковой магии, в которую вплетается мантра и заклинание была изучена Падмасамбхавой у тантриков шиваизма в Индии — когда он учился у адептов индийской тантры.

Так как победу над демоном одержал тантрик Падмасамбхава — монастырь был отмечен как монастырь школы «ньингма» (нингма-па) или тантро-ориентированного буддизма. Здесь Падмасамбхава впервые нарисовал тибетские тайные знаки. Они представляют собой «язык дакинь». По легенде волшебные богини (дакини), обитающие между небом и землей научили Падмасамбхаву этим знаниям в дар за его упорство на пути к внутренней истине. Падмасамбхава применил язык дакинь чтобы изменить реальность. Так работает тантра — она превращает одно вещество в другое, одну судьбу в другую…

Нарисованные на земле знаки стали полем для его тантрических танцев. Они очистили землю.

Позже этим танцам были обучены первые послушники монастыря Самье. Монахи стали подражать Падмасамбхаве (активное подражание переходящее в слияние — принцип тантры «гуру йога»). Постепенно танец Падмасамбхавы распространился по всей Тибетской империи. В настоящее время танец широко известен как танец Чам. Он практикуется как буддийская тантрическая практика и исполняется всех областях, где распространен тибетский буддизм.

Приручив демонов и духов, Падмасамбхава пригласил этих грозных существ в буддийское учение. Он дал им место, почитание и свою дхарму — роль в жизни людей. Темные духи бона полчили буддийское учение, достигли высокого сознания и стали защитниками. Вначале противостоящие строительству — даже божества природы присоединились к постройке Самье. Таким образом, этот монастырь строился людьми — в дневное время и богами и духами — ночью. Стены, построенные призраками, очень прочные, хотя и шероховатые на поверхности. Они сильно отличаются от стен других зданий монастыря Самье.

К востоку от монастыря можно подняться на священную гору Хепо Ри, откуда открывается великолепный вид. Это место откуда тибетский царь Трисонг Децен, индийский учитель Шантаракшита и Падмасамбхава руководили строительством Самье.

О строительстве монастыря ходит много других удивительных легенд. Существует красивая легенда об озере Куом, которое находится на юго-востоке от монастыря. Когда вся древесина предназначенная к строительству была израсходована, Падмасамбхава построил у того озера гроты для подчинения в них драконов. Драконы в тибетской религии совершенно реальные существа — хранители драгоценностей, и обитают они у озер или рек.

Вид на монастырь Самье

Драконы жившие у озера Куом узнали о планах Падмасамбхавы. Они были напуганы его духовной силой и постарались найти с ним общий язык. Падмасамбхава заключил сделку с драконами — он отказался от ловли драконов и их заключения в гроты, в обмен на то, что те предоставят дерево, золото и другие драгоценности для постройки Самье. Эта история сохранилась записанной на фреске монастыря и легко читаема по сей день.

С самого начала своей истории, Самье находился под сильным влиянием индийского буддизма, это привело к возникновению разногласий между пониманием и переводами индийских священных писаний и китайского буддизма Чэнь (Дзэн), который первоначально был распространен в Тибете. Первое время царь Тибета Сонгцен Гампо поддерживал китайскую версию буддизма, говорят, что это было влиянием его жены, китайской принцессы Вэньчэн. Спор между двумя буддийскими школами не утихал. Тогда король Тибета объявил проведение философского конкурса («дебаты») между китайской и индийской традиций.

Дебаты должны были проводиться между учеником Сантаракситы Камаласилой из индийского университета Наланда и китайским монахом Мохэяном из Учения Восточных гор буддизма Чен в Китае. Позиция Мохеяна заключалась в том, что просветление может быть достигнуто только посредством полной пустоты ума, в то время как Камаласила утверждал, что просветление может быть достигнуто через практику (духовная садхана) и заслуги (позитивная карма). Индийский аргумент практики и заслуг победил. Индийский буддизм был провозглашен официальной религией королевства. Тибет выбрал путь следования Срединному пути. Это также означало, что остальная часть монастыря будет построена в стиле индийских храмов.

Итоговый монастырь Самье был спроектирован на основе Одантапури — буддийской Махавихары, которая находится на территории нынешнего индийского штата Бихар. Далее стиль Самье был еще раз скопирован при постройке храма Пунин в Чэндэ в провинции Хэбэй в Китае.

Дизайн монастыря основан на священной мандале — карте мира — согласно буддийским писаниям. Центральное здание представляет собой легендарную гору Меру, центр вселенной в тибетском буддизме, а вокруг нее были построены чортены — острова-континенты, лежащие в океанах, окружающих гору Меру. Вокруг каждого из этих чортенов были построены залы и чортены меньшего размера, которые представляли собой острова, лежащие в океанах вокруг континентов.

Статуя Ченрези (Авалокитешвара) с тщательно нарисованным глазом на ладони — каждой из его тысячи рук

Главный зал в центре, известный как Зал Уце — четырехэтажным с огромной золотой крышей. Зал был построен с учетом всех трех стилей буддийской архитектуры — тибетской, китайской и индийской. Обводной проход и статуя Будды Шакьямуни, были спроектирован таким образом, чтобы паломники и монахи могли преклонять колени в определенных местах перед статуей — при этом видя перед собой других бесчисленных божеств, находящихся в центральном зале. По бокам от входа в главную часть храма находятся статуи исторических личностей буддизма: Шантаракшита, Падмасамбхава, Трисонг Децен и Сонгцен Гампо.

В святилище Джово Кханг можно попасть через три высоких дверных проема, в ней хранится статуя 38-летнего Будды.

Слева от Зала собраний находится небольшой храм Ченрези Лхакханг, в котором находится красивая статуя Ченрези (Авалокитешвара) с тщательно нарисованным глазом на ладони — каждой из его тысячи рук. Пожалуй, это главная художественная изюминка Самье.

Справа от зала собраний находится Гонкханг, часовня защитников, с жуткими статуями бывших демонов Бон, превращенных в жестоких буддийских божеств-защитников.

Второй этаж — открытая крыша, где монахи и местные жители выполняют ремесленные работы для храма. На третьем этаже находятся Покои Далай-ламы с небольшой прихожей, тронным залом и спальней. В спальне есть решетка со стеклянным фасадом, полная чудесных реликвий: волосы и трость Падмасамбхавы, статуя Тары — которая, как считается, ….говорит…

Здесь же размещен череп Шантаракшиты. Естественно, что эта комната имеет первостепенное значение для тибетских паломников, поэтому здесь часто бывает множество людей, из-за чего здесь трудно задерживаться надолго. На верхних этажах мало чего интересного, но с балконов открывается прекрасный вид.

Стена вокруг монастыря считается земным изображением легендарной горы Чакравада, которая символизирует, что монастырь защищен непобедимым железным забором. .

Главный монастырь — Самье

Будучи монастырем школы нингма, Самье утвердил положение этой школы как старшей в Тибете. Ньингма буквально означает «древний» и относится к древним переводам буддийских писаний, которые в Тибете часто называют «нгангьюром». Школа нингма основана на первых полных переводах оригинальных индийских санскритских текстов, которые были переведены в переводческом зале Самье. Интересно, что и тибетский алфавит и существующая тибетская грамматика были созданы в 8-м веке именно для выполнения этой масштабной задачи. Вот насколько важен этот монастырь для Тибета и тибетского буддизма.

Школа ньингма (нингма-па) основана на скрытых термах (тайных кладах со знаниями) и включает в себя многие местные практики бывшей религии Бон, в том числе некоторые элементы шаманизма. Все линии передачи школы ньингма восходят к индийскому мастеру Падмасамбхаве. Практика буддизма ньингма первоначально распространялась среди монахов Тибета устно, с использованием сети учителей-мирян, которые наставляли людей и монахов в практике. Именно перевод индийских санскритских текстов привел к развитию письменных писаний в Тибете, многие из которых используются до сих пор. Монахи и монахини школы ньингма также изначально не соблюдали целибат. Безбрачие — это практика, которая развивалась спустя время, наряду с практикой реинкарнаций духовных лидеров.

Ньингма доминировала в этом регионе на протяжении веков, прежде чем произошел раскол в некоторых верованиях, начавшийся с введения тертонов, или «открывателей сокровищ», и раскрытых текстов терма, которые были «спрятаны» и обнаружены тертонами. Многие из этих текстов являются оригинальными. Считается, что они были написаны в прошлом Падмасамбхавой и скрыты веками. Учитель считал, что к его Учению еще не все готовы, и для его постижения и раскрытия нужно иное время. Он прятал свое Учение (терма) тайно, в скалах и пещерах.

С момента основания трех основных классов литературы ньингма в регионе возникло несколько других школ буддизма, самой последней из которых является школа гелуг в 14 веке, основанная Цонкапой.

В пятнадцати километрах к северо-востоку от монастыря Самье есть чудесное место силы, известное как святое место для практикующих. Оно называется Самье Чимпук. В древних трактатах оно описывается как цветущий лотос. С вершины горы, Чим-Пук действительно похож на огромный лотос. Известные исторические личности периода Тубо, такие как учитель Падмасамбхава, Шантаракшита, царь Трисонг Децен и Бероза, один из семи монахов Самье, практиковали здесь. Согласно историческим данным, в Чимпуке есть 108 ретритных пещер, но большинство из них потеряно из-за своего древнего возраста. В настоящий момент здесь осталось более 40 активных пещер. Они активно используются монахами для ретритов. Грот из красной скалы, расположенный на вершине горы, считается местом, где мастер Падмасамбхава практиковал шесть лет.

В Чимпуке есть свои интересные реликвии. Говорят, что гладкая сторона большого камня — следы, оставленные Падмасамбхавой.

По окончании практики в Чимпуке, Падмасамбхава покинул Тибет, чтобы практиковать буддизм в других местах. С тех пор здесь проводится ежегодное собрание монахов (в день 10 мая по тибетскому календарю).

Танец Падмасамбхавы — Чам (тренировки монахов в Самье)

Итак, Самье — пока доступный нам живой памятник удивительного времени. Он излучает вибрацию строгости и жизненной мощи своего великого создателя — Падмасамбхавы. Он представляет собой символ упорства человеческой натуры на пути к истине.

Самье демонстрирует красивую практику включения прошлых божеств и духовных традиций в новую религию. Это начало тибетского буддизма демонстрирует победу мира над войной, единение всех аспектов вселенной в центре. Центр — мандала и начало всего — есть сама форма монастыря Самье. Своей гармонией этот круг становится местом силы, которое соединяет раздробленный разум и тело человека, придавая ему целостность и здоровье. Так и работает место силы в природе — оно нас делает цельными….

Ландшафт вокруг Самье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *