Без рубрики

Гид по Лхасе

Для тура в Тибет всегда нужна группа и гид. Ехать строго по плану не всегда приятно… в путешествии хочется свободы. Но таковы условия Китая. Быть доступным туристам всего мира — пусть и с оговоркой следовать плану — это лучше чем полностью закрыться от мира — как это было с Тибетом до середины прошлого века… С другой стороны, путешествуя по Тибету внутри строго ограниченного маршрута, ты переживаешь чувства тибетцев, их собственную ограниченность. И ты начинаешь сострадать людям естественно, а не потому, что этому учит Тибетский Буддизм.

Улицы Лхасы демонстрируют уже не историю… А контроль Китая над Тибетом. В воздухе еще есть горный и от этого свободный воздух. Этот воздух не нравится китайцам, которые сюда приезжают на заработки…. Китайцы жалуются на угрозу легким и сердцу и возможную преждевременную смерть, вызванную высоким расположением Тибетского плато. Но высота не останавливает время. И оно беспощадно трансформирует Землю.

Под Луной ничто не вечно…

Итак, туры в Тибет строго ограничены. Прибытие в одиночку (самостоятельно, без туристической фирмы) не допускается. Предварительно одобренные (!) туристические группы должны предоставить паспорта и разрешения для въезда.

Получив свой пермит вы, наконец, оказываетесь в городе-легенде.

Большие военные грузовики бороздят улицы Лхасы — особенно связанные с корой — древние пути для обхода святынь внутри горда. Они едят в сопровождении бронированных полицейских фургонов, которые служат одновременно камерами для задержанных. В городе, известном своим экзотическим, потусторонним очарованием, присутствие полиции ошеломляет, парализует и возвращает к странному времени в котором мы живем ….

Повсюду на улицах Лхасы — солдаты в униформе и сотрудники полиции по охране общественного порядка. Они вооружены оружием и огнетушителями. Огнетушители нужны для подавления возможных самосожжений людей. В последние годы в Тибете и Лхасе нет таких отчаянных протестов против власти Китая, но еще совсем недавно подобные акции настойчиво повторялись. На этот случай были созданы устрашающие «китайские клещи» для поимки людей из огня.

Клещи состоят из шеста длиной около двух метров. На конце клещей есть крюк или обруч, он позволяют полицейским хватать горящих протестующих за талию или шею. Устройства, напоминающие хирургический инструмент большого размера. Практически из любой точки Лхасы можно увидеть как минимум два полицейских контрольно-пропускных пункта с такими клешнями.

С тех пор, как Китайская Народная Республика установила контроль над Тибетом в 1951 году, Пекин рассматривал эту территорию как серьезную угрозу безопасности из-за периодических этнических беспорядков. В 1959 году, после неудавшегося восстания, Далай-лама бежал через границу в Индию, откуда с тех пор возглавляет тибетское правительство в изгнании. С годами, когда он стал международной иконой, Далай-лама смягчил свои политические требования: он больше не хочет независимости Тибета, а просто большей автономии. Тем не менее китайские СМИ по-прежнему называют его «волком в овечьей шкуре» — сепаратистом. Изображения Далай-ламы запрещены в регионе с 1996 года.

Традиционные заявления Китая о Тибете состоят в том, что «Коммунистическая партия освободила тибетский народ от деспотического феодального правительства лам и улучшила материальное тибетцев». Тибетцы утверждают, что эти улучшения обошлись им слишком дорого, а миграция китайских поселенцев хань — превращает некогда традиционную Лхасу в обычный китайский город.

Из-за угрозы самосожжений на площади Джоканг, физическом центре древней Лхасы и священном буддийском месте паломничества, солдаты несут огнетушители вместо оружия. На заправках все должны зарегистрироваться и сообщить, сколько именно бензина они берут и по каким направлениям. Правительство следит за откачкой воды — в конце концов, это может быть прелюдией к самосожжению.

Лишь религиозные объекты создают ощущение возможной.. истинной Лхасы… В темных, наполненных благовониями залах монастырей военная полиция стоит у стен, а монахи поют молитвы. Но и монахи не заслуживают полного доверия — китайское правительство разместило шпионов, замаскированных под монахов, в важных тибетских монастырях, в то время как другие сотрудничают с полицией.

Китайское правительство утверждает, что Тибет был неотъемлемой частью Китая с тех пор, как династия Юань вторглась на территорию Китая в 13 веке. В течение большей части последующих столетий Тибет, хотя и входил в Пекин как часть сменяющих друг друга китайских империй, не подчинялся одним и тем же законам. После падения династии Цин в 1911 году Тибет установил дипломатические отношения с другими странами и был в значительной степени отделен от беспорядков внутри Китая до прихода коммунистов в 1951 году.

Теперь Лхаса почти музейна. Что осталось в ней — так это старые улочки и традиция коры. Вы все еще видите множество тибетцев, котором разрешено молиться с четками, гулять по центральным улицам Лхасы, повторяя мантры.

Традиция коры пришла из Индии. Тибетский тантрический буддизм появившийся в VIII веке из Индии, принес индийскую практику паломничества. Теории и идеологии тибетского буддизма, представленные в VII веке, наделили старые тибетские города уникальными городскими формами, которые сформировались вокруг «религиозных ядер» Лхасы. С развитием тибетского буддизма возникла религиозная активность или ритуал, при которой паломничество к священным местам совершалось по определенному маршруту по часовой стрелке вокруг священных мест. Со временем это стало неотъемлемой особенностью тибетского образа жизни.Последующее расширение тибетских городов привело к тому, что маршруты коры стали включены в городскую среду как план города, появились важные религиозные улицы.

Современная Лхаса все еще имеет большое количество религиозных зданий. До недавнего времени улицы коры были в основном заняты пешеходами. Но автомобилизация привела к тому, что автомобильные улицы теперь преобладают над прогулочными аллеями. Расширение улиц для большего количества пешеходов тоже внесло свое изменение. В результате древняя идея коры — религиозного обхода святынь внутри круга Лхасы столкнулась с угрозой — как с культурной, так и с экологической точки зрения.

Сейчас в Лхасе есть три улицы для прохождения коры 1) кора вокруг храма Джоканг, 2) кора вокруг дворца Поталы и 3) кора вокруг всего старого района города.

Изначально Лхаса развивалась вокруг храмов Джоканг и Рамоче. Улица Линхор стала одной из главных улиц города. К северу и югу от улицы Зихора соответственно построены парк и площадь. Наконец, район улицы Бархор включает в себя религиозный центр города и традиционные жилые дома.

Район улицы Баркхор состоит в основном из туристических магазинов и магазинов тибетской традиционной одежды. Магазины в районе Зихора — это в основном магазины, торгующие продуктами питания, бытовой техникой или другими розничными товарами. Район улицы Линкхор копирует шопинг-моллы, китайские магазины.

Несмотря на контроль китайцев, кора остается частью повседневной жизни тибетцев. Люди могут свободно составлять свой график паломничества и выбирать маршруты. В дни религиозных праздников на кору выходят почти все. , Во время коры тибетцы передирают в руках четки или молитвенное колесо. Паломничество проходит в одиночку или с семьями. Часто по ходу коры люди занимаются другими делами: совершают покупки, общаются с друзьями, отдыхают в тени деревьев и т. д.

Поскольку Джоханг — религиозное здание, окруженное самой маленькой улицей Баркхор, является самым важным религиозным сооружением Тибета и города, паломников на этой улице больше, чем на двух других улицах. Религиозный статус Поталы ниже, чем у храма Джоханг, поэтому паломников на улице Зихор меньше, чем здесь. Наконец, самая длинная улица Линхор играет более важную роль, чем улица Зикхор, для паломников из других регионов Тибета, потому что район, окруженный улицей, считается религиозным центром Тибета.

Присоединяясь к паломниках на этих улицах, следуя за ними — вы можете почувствовать Лхаса по-настоящему, очень глубоко. Движение и монотонное чтение мантры успокаивает, уносит далеко от мыслей и забот…

Каждый кто бывает в Лхасе как турист, желает этому городу стать снова свободным… Но едва ли это произойдет в ближайшем будущем.. Стратегическое значение Тибета для Китая слишком велико.

Территория является источником важнейших водных путей Азии, включая реки Янцзы, Желтую и Меконг, которые орошают плодородную центральную равнину Китая и большую часть Юго-Восточной Азии. Тибет также служит буфером между Китаем и ее соперником — Индией.

Пекин считает, что любой компромисс с тибетцами будет стимулировать сепаратистские движения. Для внутренней безопасности Китая важно, чтобы тибетцы в конце концов стали считать себя китайцами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *